Ранние годыБогдан Ступка родился в селе Куликово Львовской области в Украине. Мальчишкой Богдан видел кровь, убитых, повешенных. А после войны бродил с друзьями, которые разбирали мины и гранаты, и знал, как отрываются руки.
Отец
Богдана Ступки пел в хоре в оперном театре, старший мамин брат был солистом, тетя - главным концертмейстером. Богдан с семи лет крутился за кулисами, видел и слышал всех выдающихся певцов, Козловский и Лемешев гладили мальчика по головке.
У самого же
Ступки слуха не оказалось, правда, когда служил в армии, в оркестре штаба Прикарпатского военного округа, стучал на барабане, ну а потом в ансамбле «пенсии и пьянки» занимался конферансом.
ТворчествоВ театр
Богдан Ступка пришел, может быть, из страха перед реальным, жестоким жизнью: знал смерть с детства. Театр изображает жизнь, т.е. там не по-настоящему погибают, умирают, и так далее. Там в это все играют, играют в жизни. Театр - продолжение жизни, ты немного возносишься над реальностью, но только в художественной форме. Театр - не побег из жизни, нет, просто человек нашел другую ее форму: жизнь - это жизнь, театр - это театр.
Богдан Ступка окончил студию при театре им. М. Заньковецкой и театроведческий факультет Киевского театрального института им. И. К. Карпенко-Карого.
Уже много лет
Богдан Ступка - художественный руководитель Украинского национального академического драматического театра им. Ивана Франко. Но характер руководителя может проявить только на сцене, через роль, через искусство, по-другому пока у него не получается. И спектакли сам
Ступка не ставит, приглашает режиссеров. И играет не так уж много, хотя ему, как артисту, сразу же каждый режиссер предлагает: «Для вас есть роль». А вот, например, в «Наталке Полтавке» один артист сыграл так, что
Богдан Ступка ему даже сказал: «Мне так не сделать, играй ты». В Киеве на этот спектакль не попасть.
Сын
Богдана Ступка -
Остап - артист в театре у отца. И все говорят, что артист хороший. Он-то
Богдану Сильвестровичу сказал, шутя: «Папа, поменяй фамилию, не слишком ли - две
Ступки в одном театре!».
Остап играет с отцом в спектакле «Тевье-Тевель». Интересно, что когда Григорий Горин пришел после спектакля в гримерку к
Ступке, у него челюсть отпала: «Вы на сцене - еврей, а оказывается - нет. Откуда вы все про этот народ знаете? »« Кто хочет, тот знает », - улыбнулся артист.
Великий артист всегда играет для людей, не для себя. «Я рассчитываю на публику, потому что для себя можно сесть в туалете - и играй себе, сколько хочешь», - считает актер.
Работы в киноСамой первой, и действительно звездной в кино, стала работа
Богдана Ступки в прославленной картине Юрия Ильенко «Белая птица с черной меткой».
В фильме описывается освобождение румынской части Украины в 1939 году Красной армией.
Ступка сыграл Бендеровцы, одного из братьев Колокольников, что родом из Буковины, причем, как оказалось такого привлекательного, что все словно обезумели. Орест Звонарь подался во время войны в отряд украинских националистов и повел за собой дочь священника Дану, желанную всеми тремя братьями. И в результате всех перипетий покончил с собой.
Актеру вообще чаще поручали отрицательные роли в кино. Особенно впечатляющим получился известный Тимофей Лысенко в многосерийном телефильме «Николай Вавилов» (1990). В политической ленте Игоря Гостева «Серые волки» (1993) он был ни кем иным, как Семичастный, а в драме Режиса Варнье «Восток - Запад» (1999) полковником из органов, которые ставят преграды «возвращенцы», наивно поверили своей родине .
И все же, к большому сожалению, многогранный талант актера долгое время не был в должной мере востребован. Большинство картин, в которых
Богдан Ступка снялся за тридцатилетний период (70-е, 80-е, 90-е годы), не стали заметными произведениями на экране. Многие из них, что называется, вообще и не вспомнить, даже прочитав название и узнав имя сыгранного героя. А если и остался в памяти какой-нибудь лихой «вестерн по-советски» типа «Забудьте слово" смерть "» (1979), то все равно грустно представляешь себе, что за персонаж Островой, которого изобразил в этом фильме с погонями и перестрелками внешне фактурный украинский актер. Настоящий успех к
Богдану Ступке пришел лишь в новом веке ...
В новом веке21 век для актера начался с работы в исторической драме украинского режиссера Николая Засел «Черная рада», рассказывающая о борьбе за гетманскую власть на Украине в XVII веке. Правда, этот фильм остался широким зрителем незамеченным.
Историческую тему
Ступка продолжил в достаточно спорном фильме Юрия Ильенко «Молитва за гетмана Мазепу». Как и картина 30-летней давности новый фильм Ильенко тоже изрядно политизирован. Когда о нем говорят, конечно вспоминают «Полтаву» Пушкина, где Мазепа - предатель. А в поэме же Рылеева «Войнаровский», которую почти никто не читал, Мазепа - положительный персонаж, борец с царским самодержавием. Вот и в фильме Мазепа - образованный, интересный человек, который ведет в то непростое время тонкую политическую игру между Россией, Швецией и Польшей ....
Двойной успехНастоящий успех к актеру пришел в 2004 году. В то время
Богдан Ступка снимался в двух фильмах одновременно и три месяца мотался между Севастополем и Псковом: неделю там, три дня здесь, потом, наоборот, три дня там, неделю здесь. Это как две души, и обе болят. Выбрать, какая из них ближе, для актера было сложно. Но, конечно, такого двойного успеха никто не ожидал - так бывает очень редко.
Не сомневался актер ни в режиссерах - он видел предыдущие фильмы Павла Чухрая и Дмитрия Месхиева и именно поэтому согласился работать с ними, ни в операторах Клебани и Мачильскому, ну и в замечательных артистах тоже, партнерами были Хабенский и Петренко. Этими фильмами были «Свои» Дмитрия Месхиева и «Водитель для Веры» Павла Чухрая. Они были просто одержимы, готовились к каждой сцене, все продумывали, по несколько раз репетировали, если что-то не получалось, начинали снова. Конечно, для бывшего артиста
Ступки это не было ново, но он не ожидал от молодых актеров такой серьезности и такого желания помочь партнеру.
Личная жизнь«Я тяжелый человек - по характеру. Но жена говорит: «Да, с тобой трудно жить. Но как только я посмотрю спектакль, где ты выходишь на сцену, то снова влюбляюсь и все прощаю! "Вот она, сила искусства! Другие меняют женщин как перчатки, а я вцепился в одну - и живу. Ее мудрость позволила нам прожить так долго, вместе более сорока лет. И считаю, что мне повезло! Ощущение, что уже все видел, и все знаю, совсем нет, очень интересно. Особенно сейчас, когда приходится много гонять по миру. То тут, то там, из одних съемок на другие, из кино на сцену, со сцены в кино », - мечтательно говорит великий актер.
«Радуюсь солнцу, дождю, так, так ... А вот жизнь? Жизнь, она до захода движется ... Неинтересно. Что за радость - приближаться к смерти и уйти в мир! Все удалось: рождение, детство, юность, зрелость, а вот старость не удалась. Болезни, морщины появляются, силы уже не те. Какая радость? Ранее спрыгивал с дивана, теперь еле поднимаюсь », - грустно улыбается
Богдан Ступка
Великий актёр
Но тешит только та мысль, что всеми любимый Человек будет жить в наших сердцах вечно. Соболезнования всем родным и близким Богдана Ступки!